Меню сайта

Категории раздела

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Образовательный портал педагогов дошкольных учреждений


Вторник, 24.10.2017, 07:04
Главная » Статьи » Бушуева М.А. » Игралочка

Речевые игры для развития словаря детей средней группы детского сада.

 

Упражнения для развития словаря детей 

(подгрупповые занятия) в средней группе.

 

Представленные игры и задания использовались не только на логопедических занятиях,   но и на занятиях лепкой, рисованием, музыкой, на прогулке, во время наблюдений и в других видах совместной деятельности.

 

"Кто больше слов скажет"

            Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешние признаки, но и на черты характера.

            Взрослый показывает детям сначала игрушку - белочку, затем - картинку (белочку) и предлагает поиграть: сказать о ней, какая она, что умет делать, какая она по характеру.

Словесному описанию предшествует подробное рассматривание объекта, выделение частей тела, тактильное восприятие (какая она - пушистая, мягкая; при рассматривании картинки - обведение по контуру); чтение стихов, потешек, загадок о белке.

            Взрослый вместе с детьми воспроизводит движения белки (эмпатия). Образ животного воспроизводится в рисовании, лепке.

            В процессе различных видов деятельности взрослый предлагает поиграть: сказать о белочке, какая она, что умеет делать, какая она по характеру. Тем самым он дает простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт персонажа6 белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки; запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

            Использование наглядности, доступной для каждой группы зрения, подключение различных анализаторов (зрительного, тактильного, кинестетического) исключает формальное усвоение и употребление слов детьми. Все упражнения проводятся в игровой форме, в различных видах деятельности, интересной и доступной детям.

            Аналогично даются задания и про других зверят: зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный.

 

 

"Кто заблудился"

            Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

            - Кто скачет по лесной тропинке? (заяц). Как назвать его ласково? (зайчонок, зайчик, заинька). Остановился зайчик, оглянулся по сторонам, испугался. Почему7 (Потерялся, заблудился). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный). Что может его развеселить? (Птичка песенку споет, ёжик веселую сказочку расскажет).

            Упражнения сопровождаются показом действий с игрушкой; показом фигурок на фланелеграфе, доступных зрительному восприятию детей; показом действий, передачей эмоций (эмпатия) самими детьми; последующим художественным изображением в лепке, рисовании образа зайчика (испуганного, веселого).

 

"На что похоже?"

            Цель: Приучать детей к осмысленному употреблению слов в речи; учить подбирать синонимы, сравнения, подводить к пониманию образных выражений в загадках.

Предварительная работа: наблюдения в живой и неживой природе, рассматривание картинок, сравнения и описания предметов, работа по лексическим темам.

            Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения) с опорой на зрительное восприятие (картинки).

                        Белый снег похож на (что?)…

                        Снежинки похожи на (что?)…

                        Синий лед похож на (что?)…

                        Пушистый зайчонок похож на (что?)…

            "Подбери сравнение - закончи предложение".

                        Земля покрыта снегом, как…

                        Лед на речке блестит, как…

                        Дождинки текут по лицу, как…

                        Маленький зайчонок, словно…

                       

 

"Какие бывают иголки".

Цель: дать детям представление о многозначном слове игла, поупражнять в подборе однокоренных слов.

Проведению словарных игр предшествует рассматривание различных видов иголок (натуральных и изображений) - швейных, медицинских, еловых, сосновых, ежиных; обследование их качеств (острые, тонкие, колючие).

            Отгадай, какое слово есть у каждого портного?

            Вместо шубы это слово носит ёжик на спине.

            Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. (Игла)

- Какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, еловые, медицинские).

- Чем похожи все иголки? (они острые, колючие, тонкие).

- Какой иглой мы шьём и вышиваем? (швейной). Что шьют швейной иглой? (Одежду).Что делают медицинской иглой? (Укол).

             Есть у ежика и елки очень колкие иголки,

            В остальном на елку еж совершенно не похож.

-Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться).От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа:

            - Что ж ты, еж, такой колючий?

            - Это я на всякий случай.

            Знаешь, кто мои соседи?

            Волки, лисы и медведи.

- Закончите предложения: Ты ежа не трогай лучше, потому что он…(колючий). Лиса потрогала ежа и…(Укололась).

- У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат…(короткие и тонкие).

- Иглы на ели еловые, а на сосне…(сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

 

"Кого можно гладить"

Цель : познакомить детей с многозначным глаголом гладить.

            -Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя гладить? А кого можно погладить?

(Зайчика, котенка, ребенка). А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку). Как одним словом все это назвать? (Одежда).

            Проведение игры - имитации движений под рифмовку:

                        Глажу платье утюгом, а кота и кошку,

                        Что гуляют под окном, глажу я ладошкой.

            Рассматривание сюжетных картинок по теме, доступных зрительному восприятию детей.

- Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку). У каких предметов есть спина, а у каких - спинка? У собаки - …, у дивана - …; у человека - спина, а у стула - спинка.

 

"Ручка - ножка"

Цель: познакомить детей с разными значениями слов ручка, ножка.

 - Отгадайте загадку: "Одной ручкой всех встречает, другой провожает. Всем, кто придет, ручку подает". (Дверная ручка).

-У каких предметов есть ручка? ( Речевые упражнения сопровождаются нахождением в группе предметов, имеющих ручки, обследование их, рассматривание соответствующих картинок.)

- Что можно делать ручкой? (имитация действий вместе со словесным обозначением действий).

- Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

- Закончите предложения: Ручка нужна, чтобы… За ручку можно

- А какие предметы мы называем словом ножка? (Нахождение в группе, обследование предметов, рассматривание на картинках, доступных зрительному восприятию детей).

- Нарисуйте предметы, у которых есть ножки.

 

"Что вы видите вокруг?"

Цель: уточнить представления детей о названии предметов. 

            - Назовите предметы, которые вы видите вокруг. (Называние предметов проводится  параллельно с играми "Чудесный мешочек", "Найди по плану спрятанный предмет", "Веселый счет", обследованием предметов).

            - Как мы отличаем один предмет от другого? Например - стол от стула? (По внешнему виду, по назначению - за столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят).

            - Перед вами две девочки (показ картинок, доступных зрительному восприятию). Сравните их. (Дети сравнивают и приходят к выводу, что они одинаковые). Как их различают? (По именам).

            Следующему упражнению предшествует подробное рассматривание предметов, их изображений, действия с ними.

            - Что значит слово…(мяч, кукла, ручка?)

            - У мня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут). У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками).

Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет? (Педагог показывает авторучку)? (Ею пишут). А что обозначает слово ручка здесь? (Педагог показывает на дверную ручку).

(Ею открывают и закрывают дверь).

            -Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И. А. Токмаковой "Плим".

            Ложка - это ложка,                                      А я придумал слово,

            Ложкой суп едят.                                         Смешное слово - плим.

            Кошка - это кошка,                                       Я повторяю снова -

            У кошки семь котят.                                     Плим, плим, плим.

            Тряпка- это тряпка,                                      Вот прыгает и скачет -

            Тряпкой вытру стол.                                               Плим, плим, плим.

            Шапка - это шапка,                                      И ничего не значит -

            Оделся и пошел.                                          Плим, плим, плим.

- Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат (творчество детей).

 

"Объяснялки" -1

            Цель: уточнять значение существительных, уточнять обобщающие понятия, учить давать толкование слова.

            Упражнения проводятся  с опорой на предметную наглядность, каждый ребенок должен иметь возможность как следует рассмотреть предмет, тактильно его обследовать, по возможности - подействовать с ним.

            К детям "прилетает" гость с другой планеты - инопланетянин. Он просит объяснить, что значит то или иное слово, для чего нужны эти предметы. Детям дается схематичный план объяснения (доступные по восприятию рисунки - схемы): внешний вид, вес, форма, материал, какая поверхность, из каких частей состоит, как используется).

            Например, лопата - инструмент, чтобы копать землю, она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла.

            Упражнении хорошо использовать для уточнения словаря при работе по лексическим темам.

"Объяснялки" - 2

            Цель: уточнить значение глаголов, учить объяснять значения глаголов, развивать точность словоупотребления.

Ведущий называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

            -показать обозначаемое им действие с помощью мимики и пантомимики;

            - припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.

Например: шить - пришивал пуговицу, вышивал салфетку, шила платье кукле.

            Глаголы: шить - вязать, лежать - спать, чистить - подметать, строить - чинить, нести - везти, рисовать - раскрашивать и т. п.

 

 

"Скажи, какой".

Цель: учить детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

            Этим упражнениям предшествуют наблюдения за погодой в разное время суток: утром, днем, вечером, за её изменениями: какое сегодня небо, какие облака, какой ветер; идет ли дождь, если идет - какой он - моросящий, проливной, ливень и т.д. Дети вместе со взрослым учатся замечать эмоциональное состояние людей: человек может быть веселым, радостным, грустным, печальным, обиженным, расстроенным, испуганным, удивленным и т.п. Эмоции выражаются в мимике, осанке, движениях. Дети рассматривают картинки - лица с выражением разных эмоций (игра "Угадай настроение"), сами выражают в играх - эмпатиях  различные эмоции с помощью мимики и пантомимики. Упражнения проводятся с целью предупреждения формального восприятия слов -признаков, качеств, действий.

            -Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?

            - Послушайте стихотворение М. Щеловановой "Утро".

Какое сегодня утро?                                    Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро,                                  Сегодня не будет солнца,

Сегодня хмурое утро                                   Сегодня будет хмурый,

И, кажется, будет дождь.                             Серый, пасмурный день.

- Почему же плохое утро?                           - Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро,                                Наверное, будет солнце

Сегодня веселое утро                                  Обязательно будет солнце

И тучи уходят прочь.                                   И прохладная синяя тень.

            - О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре). Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый). Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, человек, погода, небо). Что может быть солнечным?

            - Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся).

            - А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как дети говорили: "Папа, иди шепотом", "Это я проснул сестричку", "Я ботинки наизнанку надел". Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

 

"Найди точное слово"

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Этим упражнениям также предшествуют игры, игровые упражнения по обследованию различных предметов  (яблоко, лимон, сахар и другие) с привлечением различных анализаторов (зрительного, тактильного, вкусового, обонятельного): "Волшебный мешочек", "Узнай по вкусу, по запаху", "Сравни и назови", "Назови цвет, форму, размер"; рисование этих предметов с натуры, лепка, аппликация. При изучении свойств снега  используется метод наблюдения (при разной погоде, в разное время суток); проводятся опыты со снегом, водой, льдом. Проводятся систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе; наблюдения за внешним видом, повадками животных, птиц, насекомых в живом уголке и в природе. Таким образом словарь пополняется не формально, а с опорой на непосредственный чувственный опыт детей.

            -Узнайте, о каком предмете я говорю: "Круглое, сладкое, румяное - что это?"

Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами то, что я начну: "Снег белый, холодный…еще какой? Сахар сладкий, а лимон…(кислый). Весной погода теплая, а зимой…(холодная)."

            - Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

            - Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик…(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подает? Петух…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова…(мычит).

            -Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди :

            Скажу я слово высоко,                                Скажу тебе я слово трус,

            А ты ответишь…(низко).                            Ответишь ты…(храбрец).

            Скажу я слово далеко,                                 Теперь начало я скажу.

            А ты ответишь…(близко).                          Ну, отвечай…(конец).

 - Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.

 

"Сравни и назови"

Цель: учить детей сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, использовать при сравнении слова с противоположным значением.

Этим упражнениям предшествует всестороннее обследование предметов, о которых будет говориться, выделение их качеств, свойств, действий.

            Сравни! По вкусу: горчицу и мед.

                             По цвету: снег и сажу

                             По высоте: дерево и цветок.

                             По толщине: канат и нитку.

                             По ширине: дорогу и тропинку.

                             По возрасту: юношу и старика.

                             По весу: гирю и пушинку.

                             По размеру: дом и шалаш.

            Закончи предложения и назови слова - "неприятели".

                                   Слон большой, а комар…

                                   Камень тяжелый, а пушинка…

                                   Золушка добрая, а мачеха…

                                   Зимой погода холодная, а летом…

                                   Сахар сладкий, а горчица…

                                   Дерево высокое, а куст…

                                   Дедушка старый, а внук…

                                   Суп горячий, а компот…

                                   Сажа черная, а снег…

 

"Сравни наоборот"

Цель: активизировать в речи детей слова-антонимы при сравнении предметов.

Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и другие. Проводится с привлечением наглядности.

            Грузовик и такси. Что больше? Что меньше?

            Жираф и лошадь. Кто кого выше? Ниже?

            Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

            Заяц и черепаха. Кто двигается быстрее? Кто - медленнее?

 

"Скажи наоборот"

Цель: учить детей подбирать антонимы к словам - действиям, активизировать глагольный словарь.

Игра проводится после предыдущих упражнений, наблюдений за действиями людей, работа по обогащению и уточнению глагольного словаря.

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, придумывает слово, противоположное по значению, говорит это слово и бросает мяч обратно логопеду.

            Одеть - (раздеть),

            Поднять - (опустить),

            Бросить - (поймать),

            Спрятать - (найти),

            Положить - (убрать),

            Дать - (взять)

            Купить - (продать),

            Налить - (вылить).

           

"Скажи, где".

Цель: Уточнение употребления слов, обозначающих пространственные отношения. Активизация словаря антонимов, синонимов.

 - "Скажи наоборот" (предлоги).

            Упражнения проводится с использованием доступной детскому восприятию наглядности (картинки, предметы).

Детям показывается картинка, их спрашивают:

-Где летит самолет?                                       - Где висят часы?

- Где проплывают облака?                            -Где стоит стол?

Дети отвечают:

- Самолет летит под облаками.                      - Часы висят над столом

- Облака проплывают над самолетом.           - Стол стоит под часами.

Логопед схематично показывает нахождение предмета при употреблении предлогов над и под.

 Сравнение предлогов до, от.

            Придумывание предложений по картинкам:

- Поезд дошел до станции;

- Поезд отошел от станции;

Сравнение предлогов в, из.

            Логопед показывает картинки, действия. Задает вопросы:

- Куда? (Куда зашел мальчик? Куда положили книгу?)

- Откуда? (Откуда вышел мальчик? Откуда достали книгу?)

            Дети отвечают:

- Мальчик вошел в автобус.

- Мальчик выходит из автобуса.

- Книгу положили в шкаф.

- Книгу достали из шкафа.



Источник: http://Струнина, Ушакова."Занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста"
Категория: Игралочка | Добавил: marinabushyeva (03.10.2012)
Просмотров: 20012 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Стоит ли попробовать изменить оформление сайта?
Всего ответов: 26

Друзья сайта
  • .

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz