Меню сайта

Категории раздела

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Образовательный портал педагогов дошкольных учреждений


Вторник, 24.10.2017, 06:58
Главная » Статьи » Бушуева М.А. » Коллегам

Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Рекомендации к проведению занятий с детьми,

имеющими нарушения зрения.

Виды глазных патологий и их влияние на зрительную работоспособность

№п/п

Вид патологии

Что должен учитывать педагог при работе с детьми, имеющими данную патологию зрения

 

1

Миопия (близорукость)

Исключается длительная напряженная зрительная работа с мелкими объектами. Противопоказана работа в кружках, где требуется излишнее зрительное напряжение. Это кружки рисования, вышивки, выпиливания.

 

 

2

Патология сетчатки

Исключается длительная напряженная зрительная работа с мелкими объектами. Противопоказана работа в кружках, где требуется излишнее зрительное напряжение. Это кружки рисования, вышивки, выпиливания.

 

3

Амблиопия (функциональное расстройство зрения, недостаточность центрального зрения)

Рекомендуются различные упражнения по различению мелких деталей, предметов, перерисовывание картинок, раскрашивание мелких узоров, упражнения на выделение формы, цвета, размера предметов, чтение мелкого шрифта, нанизывание бисера.

 

4

 

Астигматизм

Рекомендуются различные упражнения по различению мелких деталей, предметов, перерисовывание картинок, раскрашивание мелких узоров, упражнения на выделение формы, цвета, размера предметов, чтение мелкого шрифта, нанизывание бисера.

 

5

 

Косоглазие

Плеоптическое лечение косоглазия включает заклейку лучше видящего глаза, упражнения на тренировку амблиопичного глаза (перерисовывание, раскрашивание), упражнения  и игры на   развитие бинокулярного зрения: игры с мячом, кегли, упражнения на составление целого из частей.

 

6

Нистагм (самопроизвольные колебательные движения глазных яблок)

Противопоказана работа у доски, т.к. она вызывает у таких детей большие трудности, переутомление. При работе с книгой обязательно используется непрозрачная линейка или картонный трафарет с вырезанным окошком.

 

Рекомендации тифлопедагога:

  • ·        Дети с низкой остротой зрения занимают первые места;
  • ·        При сходящемся косоглазии место ребенка – в центре;
  • ·        При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру;
  • ·        Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся – вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной.
  • ·        Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
  • ·        Темп занятий должен быть снижен.
  • ·        Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.
  • ·        Во время занятий использовать специальную наглядность.
  • ·        При демонстрации цветных изображений использовать яркие, насыщенные, натуральные цвета.
  • ·        Учитывать контрастность фона.
  • ·        Ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.
  • ·        На прогулке ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком; ребенку со светобоязнью – солнцезащитные очки обязательны.

 

Рекомендации по проведению логопедических занятий.

 

  • ·        Необходимо чередование умственной, речевой и зрительной нагрузки с  двигательной;
  • ·        обязательный этап на занятиях – проведение гимнастики для глаз, игр и упражнений на развитие зрительных функций: цветоощущение, прослеживающих и глазодвигательных функций.
  • ·        Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации – штриховка, обводка, мозаика, графические диктанты, «дорисуй по точкам» и другие;
  • ·        задания на умение понимать изображения перспективы и оречевлять их (при рассматривании сюжетных картин);
  • ·        использование специальной наглядности (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности).
  • ·        Особое внимание уделять словарной работе: расширению словарного запаса, правильности соотнесения слова с образом предмета, формированию обобщающих понятий, словообразованию и словоизменению.
  • ·        Помнить о том, что темп усвоения материала у таких детей снижен, а утомляемость наступает быстрее.
  •  

 

 

Зрительная гимнастика[1]

 

Данные упражнения предлагаются проводить в течение занятия. Они связаны с тематикой занятий.

 

 Тема "Дикие животные"

1.Какой красивый лес вокруг нас!             (дети двигают глазами вправо-

Справа - лисья нора,                                   влево)

слева - медвежья берлога.

Внизу, под сосной - ежиная нора,

а высоко на дереве - беличье дупло.

А далеко-далеко за лесом -                         (смотрят вдаль)

бабушкина деревня!

 

2.Вот стоит большая елка,                    (выполняют движения глазами:

Вот такой высоты.                                   снизу вверх,

У нее большие ветки,                              слева направо

Вот такой ширины.                                 

Есть на елке даже шишки,                      вверх,  вниз)

А внизу - берлога мишки.

Зиму спит там косолапый                      (прикрывают глаза)

И сосет в берлоге лапу.

 

Тема "Осень"

1. Листопад, Листопад                          (поднимают руки вверх, глаза

                                                                  вверх)

Осыпается наш сад.                               (опускают руки вниз, глаза - вниз)

Листья желтые летят,                            (выполняют маятникообразные                                                                                                                                                            движения глаз за руками в такт)

Под ногами шелестят.                            (передвигают стопы, то открывают                                                                                                                    глаза, то закрывают - не резко)

 

2. Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!                (выполняют круговые движения

                                                                  глазами)

слева - сосны, справа - дуб.

Дятел сверху тук да тук.                        (выполняют движения глазами

Глазки ты закрой-открой                         вверх-вниз)

И скорей бегом домой!

 

Тема "Птицы"

Перед нами петушок -                     (дети смотрят перед собой)

Он с земли зерно клюет.                  (смотрят вниз

Слева - курица идет,                           влево

Справа - уточка плывет.                     вправо

Сверху солнце ярко светит,              смотрят вверх)

Согревает всех на свете.

 

 

Зрительная гимнастика по методике Аветисова

 

Зрительная гимнастика укрепляет мышечный аппарат глаза, улучшает кровоснабжение тканей глаза, улучшает в них обменные процессы.

Проводят гимнастику 3-4 раза в день. В одно занятие включается 3-4 упражнения. Нужно строго придерживаться дозировки. Последнее упражнение выполняется за час до сна.

 

             I.    Круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлении в медленном темпе с открытыми глазами – 25-30 сек.

           II.    Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа медленно туда и в обратном порядке - 30-40 сек.

         III.    Самомассаж глаз: круговые поглаживания глаз от внутреннего  края глаза по верхнему веку подушечками двух или трех пальцев – 10-15 сек.

         IV.    «Метка на стекле»: на оконном стекле на расстоянии 30-35 см. крепится круглая бумажная метка диаметром 3-5 см. в дали, на линии взора, проходящего через метку, намечается какой-либо предмет для фиксации взгляда. Взгляд переводится поочередно на метку и на предмет, который мы выбрали для фиксации. Упражнения проводятся 2 раза в день в течение месяца. Перерыв 10-15 дней. Первые два дня – 3 минуты, вторые два дня – 5 минут, в последующие дни – 7 минут.

           V.    Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд и открыть на 3-5 секунд – 6-8 повторов.

         VI.    Быстро моргать глазами от 1 до 11 минут. Отдых 1 мин. – 2-3 раза.

       VII.    Смотреть на вытянутый указательный палец правой руки – 6-8 повторов. 3-4 раза каждой рукой с отдыхом 30 сек.

     VIII.    Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек. Снять пальцы. Повторить 3-4 раза.

         IX.    Стрелять глазками: смотреть в верхний правый, потом в левый нижний угол и наоборот.

 

 



[1] Материал из книги Е.А. Лапп "Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения". Планирование и конспекты.

 



Источник: http://Е.А. Лапп "Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения".
Категория: Коллегам | Добавил: marinabushyeva (03.10.2012)
Просмотров: 1360 | Комментарии: 1 | Теги: дети с нарушением зрения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Буду использовать в своей работе такую зрительную гимнастику.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Стоит ли попробовать изменить оформление сайта?
Всего ответов: 26

Друзья сайта
  • .

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    ptencikerp

    Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz